Цели:
-активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
-развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
-повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, побуждение потребности в самосовершенствовании - оказание учащимся профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из неблагополучных семей).
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В МБОУ «УСОШ № 4 профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, учителями- предметниками, педагогом-психологом.
Основные задачи их деятельности по профориентации обучающихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основные направления профориентационной работы:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель использует следующие методы работы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого- педагогических характеристик обучающихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классные часы по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профильные курсы по выбору;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Класс | Ответственные |
Организационная работа | ||||
1 | Разработка и утверждение школьного плана-графика по реализации профминимума на 2024-2025 учебный год в соответствии с базовым уровнем (не менее 80 ч. в год) | август |
| Администрация |
2 | Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников) | сентябрь | 9,11 | Классные руководители, заместитель директора |
3 | Подбор материала по профориентации: | В течение учебного года | 1-11 | Зам.директора Педагоги-организаторы |
4 | Осуществление взаимодействия с центром занятости | В течение учебного года | 9-11 | Зам.директора Педагоги-организаторы |
5 | Организация экскурсий на предприятия города, области | В течение учебного года | 1-11 | Классные руководители |
6 | Участие в открытых уроках «Проектория», «Шоу профессий» | По расписанию | 1-11 | Зам.директора
|
7 | Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул (малообеспеченные, на учете)
| Май-июнь | 8-10 | Социальный педагог |
8 | Участие во Всероссийских проектах «Проектория», «Билет в будущее», «Zасобой» | По расписанию | 1-11 | Администрация |
9 | Организация прохождение профминимума | В течение учебного года | 6-11 | Администрация |
10 | Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп | сентябрь |
| Зам. директора, социальный педагог |
11 | Организация консультаций для педагогов по изучению личности школьника «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся», «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» | В течение учебного года |
| Педагог-психолог |
12 | Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности | В течение учебного года |
| Педагог-психолог |
13 | Организация встреч со специалистами различных профессий | В течение учебного года |
| Администрация, классные руководители |
14 | Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения, практики) |
|
|
|
Урочная деятельность | ||||
1 | Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности | В течение учебного года | 6-11 | Учителя -предметники |
Внеурочная деятельность | ||||
1 | Курс занятий «Россия — мои горизонты» Классные | В течение учебного года по четвергам | 6-11 | Классные руководители |
2 | Участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» | В течение учебного года | 6-11 | Администрация, классные руководители |
3 | «День финансовой грамотности | В течение учебного года | 1-11 | Администраця, учителя |
Работа с обучающимися | ||||
1 | Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профессиональной направленности | В течение учебного года |
| Педагог-психолог |
2 | Встречи со специалистами различных профессий | В течение учебного года | 1-11 | Администрация, классные руководители |
3 | Экскурсии на предприятия города, района, области | В течение учебного года | 1-11 | Администрация, классные руководители |
4 | Прохождение профминимума | В течение учебного года | 6-11 | Администрация, классные руководители |
5 | Диагностика по выявлению интересов обучающихся | В течение учебного года |
| Педагог-психолог |
6 | Посещение занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся | В течение учебного года |
| Педагоги ДО |
7 | Общественно-полезный труд школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения, практики) | В течение учебного года |
| Администрация, классные руководители |
8 | День школьного самоуправления (профессиональная проба профессии учителя) | Октябрь |
| Заместитель директора по ВР |
Работа с родителями | ||||
1 | Родительский лекторий по теме: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» | Ноябрь 2024 | 8-11 | Администрация, классные руководители |
2 | Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися | В течение учебного года | 8-11 | Администрация, классные руководители |
3 | Родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка» | Апрель | 8-9 | Администрация, классные руководители |
4 | Информирование обучающихся и родителей о проведении Дней открытых дверей в учебных заведениях
| В течение учебного года | 9,11 | Администрация, классные руководители |
5 | Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы | В течение учебного года | 1-11 | Администрация, классные руководители |
6 | Всероссийское родительское собрание | По плану |
| Администрация, классные руководители |